Андре Ланской

Граф Андрей Михайлович Ланской — один из ведущих французских художников абстракции середины XX века. Потомок русского аристократического рода, правнук Сергея Ланского, министра внутренних дел и одного из авторов крестьянской реформы, которому в 1961 году Александр II пожаловал графский титул. Андрей Ланской родился в Москве. Учился в Пажеском корпусе в Петербурге. В 1919 году провёл два месяца в Киеве, где впервые взял в руки кисть. В том же году он вступил в Добровольческую армию, а год спустя эмигрировал в Константинополь.

В 1921 году поселился в Париже, на Монпарнасе. В Париже он учился живописи, посещая Académie de la Grande Chaumière и мастерскую Сергея Судейкина, изучая живопись старых мастеров в Лувре и современную в галереях. Особенное впечатление произвели на него работы Ван Гога и Таможенника Руссо. В 1923 году впервые показал свои работы в галерее la Licorne на выставке группы русских художников-эмигрантов «Удар» (Соня Делоне, Осип Цадкин и др.). Участвовал в Осеннем салоне с 1923 до 1930 г., выставлялся в галерее Carmine в 1924 и галерее Bing в 1925 г. (это была его первая персональная выставка). В середине 20-х Ланской познакомился с маршаном Леопольдом Зборовским и критиком и коллекционером Вильгельмом Удом. С 1930 года его работы часто покупал коллекционер Роже Дютиель, чья коллекция позже легла в основу собрания музея в Вильнёв-д’Аск. С 1925 до 1961 года Ланской несколько раз принимал участие в Салоне Тюильри.

Андре Ланской начинал как живописец-примитивист. В конце 1930-х под влиянием работ Пауля Клее и Василия Кандинского он начинает переходить к абстракции. С начала 1940-х пишет только абстрактные работы. В 1942 г. прошла его выставка в Galerie Berry-Raspail, в 1944 — в галерее Жанны Буше. На этой выставке Ланской познакомиля с Николя де Сталем, с которым они вскоре стали близкими друзьями. С 1948 до 1961 года регулярно выставлялся в галерее Луи Карре, в 1949 г. — в Galerie Des Garets, в 1951 году — у Жака Дюбурга, в 1956 — в галерее Tooth and Sons в Лондоне, в 1959 — в галерее Loeb в Нью-Йорке и Galerie Raymonde Cazenave в Париже. В 1950-е и 1970-е годы его персональные выставки также проходили в музеях и галереях Вупперталя, Стокгольма, Женевы, Мюнхена, Санкт-Галлена, Дюссельдорфа, Франкфурта, Реймса. В 1950-е регулярно участвовал в Salon de Mai, в 1960-е — в Salon des Réalités Nouvelles. Был участником выставки «Парижская школа» в галерее Шарпантье. Участвовал в Документе в Касселе в 1959 и 1964 г. В 1966 выставился в Museé Galliéra в Париже, в 1969 — в Neue Galerie в Цюрихе.

С 1951 года делал эскизы ковров для Обюссонской мануфактуры. Некоторые из них были приобретены для океанского лайнера «Франция» (1958). Иллюстрировал книги стихов Пьера Лекюира. С 1962 года работал над циклом по мотивам «Записок сумасшедшего» Гоголя, который составляет 169 коллажей. Некоторые из них литографированы.

Работы Андрея Ланского хранятся в Национальном музее современного искусства в Париже (центре Помпиду) и Музее современного искусства города Парижа, MoMA в Нью-Йорке, в музеях Толедо, Кольмара, Гренобля, Гавра, Лилля, Мобёжа, Мюлуза, Сен-Этьена, Туркуэна, Вильнёв-д-Аск. В 2006 году прошли его ретроспективы в Русском музее и ГМИИ.

Коллекция
Искусство
Андре Ланской. Композиция, 1970
Искусство
Андре Ланской. Композиция, 1965