Авторы

Francisco Infante-Arana

*1943

Francisco Infante-Arana is a Russian artist, the son of an emigrant from Spain. Born in the village of Vasilevka, Saratov region. Since 1946 he has been living in Moscow. In 1956-62. studied at the Moscow Secondary Art School, until 1966 – at the Stroganov Moscow State Academy of Arts and Industry.

Being, like all young Soviet artists of that generation, almost completely isolated from the world artistic process, Francisco Infante moved to abstract art by groping and, as he later recalled, for the first time realized that his attempts to convey philosophical intuitions through graphic schemes can also be regarded as art , in 1960 or 1961, when he saw reproductions of Hans Hartung’s works in one of the books in the Library for Foreign Literature. Later, Infanta was greatly impressed by the art of the Russian avant-garde, which he first saw in the Kostaki collection.

In 1962-68 he was a member of the “Movement” group (for the first two years it was called “The Collective of Free Artists”). Since 1968 he has been working with his wife Nonna Goryunova. In 1970 they founded the Argo group (author’s working group). Around 1976, Francisco Infante and Nonna Goryunova invent their own art genre, which they call “artifacts”. They create designs in a workshop, which are then photographed in their natural surroundings. The final result of their work is photography. The word “artifact”, as the artist recalls, he read in the science fiction novel by Clifford Simak “Reserve of the Goblins”, but in his reflections on nature and art he endowed it with new meanings.

Since the mid-1960s. regularly exhibited outside the USSR, including on IV and V Documents in Kassel. Participant of the 1977 “Dissident Biennale” in Venice. Member of the Moscow Union of Artists and the City Committee of Graphic Artists since 1973. Laureate of the State Prize of the Russian Federation in the field of fine arts (1996). Academician of the Royal Academy of Fine Arts (Cadiz) since 2010

The artist’s works are in the State Tretyakov Gallery, State Russian Museum, Pushkin Museum, Moscow Museum of Modern Art, NCCA, MAMM, Brooklyn Museum, Art Gallery of Peterborough, National Collection of Contemporary Art in Paris, Museum of Modern Art in Seoul, Setagai Art Museum in Tokyo, collection of Russian State University for the Humanities, New Museum in St. Petersburg, Museum-Reserve “Tsaritsyno”, Museum AZ, Museum ART4 in Moscow, Kolodzey Art Fund (USA), Columbus University Museum, Wilhelm Hack Museum (Ludwigshafen), Kunstmuseum in Bern, Art Museum in Lodz, Gmurzynska Gallery in Cologne.

Авторы

Франциско Инфанте-Арана

*1943

Российский художник, сын эмигранта из Испании. Родился в селе Василевка Саратовской области. С 1946 года живёт в Москве. В 1956-62 гг. учился в Московской средней художественной школе, до 1966 г. — в МВХПУ.

Находясь, как все молодые советские художники того поколения, почти в полной изоляции от мирового художественного процесса, Франциско Инфанте двигался к абстрактному искусству наощупь и, как он вспоминал потом, впервые понял, что его попытки передать философские интуиции через графические схемы тоже могут рассматриваться как искусство, в 1960 или 1961 году, увидев в одной из книг в Библиотеке иностранной литературы репродукции работ Ханса Хартунга. Позже на Инфанте произвело сильное впечатление искусство русского авангарда, которое он впервые увидел в коллекции Костаки.

В 1962-68 гг. — участник группы «Движение» (первые два года она называлась «Коллектив свободных художников»), С 1968 года работает вместе со своей женой Нонной Горюновой. В 1970 г. они основали группу «Арго» (авторская рабочая группа). Около 1976 года Франциско Инфанте и Нонна Горюнова изобретают собственный жанр искусства, который они называют «артефакты». Они создают в мастерской конструкции, которые затем фотографируют в естественном окружении. Окончательный результат их работы — именно фотография. Слово «артефакт», как вспоминает художник, он вычитал в фантастическом романе Клиффорда Саймака «Заповедник гоблинов», но в своих размышлениях о природе и искусстве наделил его новыми смыслами.

С середины 1960-х гг. регулярно выставлялся за пределами СССР, в том числе на IV и V Документах в Касселе. Участник «Диссидентской биеннале» в Венеции 1977 года. Член Московского союза художников и Горкома графиков с 1973 г. Лауреат Государственной премии Российской федерации в области изобразительного искусства (1996). Академик Королевской академии изящных искусств (Кадис) с 2010 г.

Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ, Московском музее современного искусства, ГЦСИ, МАММ, Бруклинском музее, Музейной галерее искусств в Питерборо, Национальной коллекции современного искусства в Париже, Музее современного искусства в Сеуле, Художественном музее Сетагая в Токио, собрании РГГУ, Новом музее в Санкт-Петербурге, музее-заповеднике «Царицыно», Музее AZ, Музее АРТ4 в Москве, Художественном фонде Колодзей (США), музее университета Коламбуса, музее Вильгельма Хака (Людвигсхафен), Кунстмузеуме в Берне, Художественном музее в Лодзи, галереи Гмуржинска в Кёльне.

Персональные выставки (включая совместные с Нонной Горюновой)

1978 ДК Московского института инженеров транспорта
1981 «Артефакции». Дом учёных АН СССР, Черноголовка
1981 «Присутствие». Горком графиков, Москва
1981 «Искусственные объекты и природное окружение». Центр технической эстетики ВНИИТЭ, Москва
1982 «Артефакции», однодневная. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1982 «Франсиско Инфанте». Политехнический институт, Москва
1982 «Посвящение артефакту». ЦНИИ теории и истории архитектуры, Москва
1984 «Артефакты». Музей фотографии, Шауляй
1984 «Артефакты». Республиканский дом знаний, Рига
1984 «Артефакты в планетарии». Московский планетарий
1987 «Francisco Infante. Artefakty a kresby», Galeria Lounech, Dom umeni mesta, Брно
1988 «Артефакты». ДК Одесского Государственного универститета
1988 «Артефакты». Дом кино, Москва
1989 «Francisco Infante — Watercolour and Sibachrome Artefacts». Rosa Esman Gallery, Нью-Йорк
1989 Wilhelm-Hack-Museum, Людвигсхафен
1990 Galerie Alex Lachmann, Кёльн
1991 Галерея Fernando Duran, Мадрид
1991 Галерея Schöller, Дюссельдорф
1992 «Артефакты». ГТГ, Москва
1993 «Francisco Infante, Los Artefactos-92». Галерея Emilio Navarro, Мадрид
1994 «Франциско Инфантэ – Francisco Infante». Hillside Gallery, Art Front Gallery, Токио
1995 Выставочный зал Рекалде, Бильбао
1996 Литературно-музыкальный салон «Классики XXI века», Москва
1997 Art Forum Gallery, Токио
1997 Istituto Universitario Orientale, Неаполь
1997 Художественный музей, Курган
1998 «Контекст». ГТГ, Москва
2001 «Между небом и землей». Крокин галерея, Москва
2003 «Пространство времени». Крокин галерея, Москва
2004 ГЦСИ, Москва
2006 Московский музей современного искусства, Москва
2008 «Редуцированные артефакты». Институт Сервантеса, Москва
2008 «Снежный Меридиан». Домик Чехова, Москва
2014 «Ре-конструкции». Крокин галерея, Москва
2015 «Метафоры мгновений». Крокин галерея, Москва
2016 «Рождение вертикали». Крокин галерея, Москва
2017 «Текст-Контекст». Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург
2019-20 «Метафора, метафизика, метаморфоза», МАММ

Фото: Франциско Инфанте в Ленинграде, 1967. Источник: monoscop.org