Авторы

Жорж ван Хаардт

1907 — 1980

Жорж ван Хаардт (Казимеж Ежи Бродницкий) — французский художник польского происхождения. Родился в Познани в семье знатных землевладельцев. Получил юридическое образование в Познанском университете, с 1933 г. работал по специальности (по некоторым сведениям, в городской прокуратуре). В 1937 г. женился на художнице Эгге ван Хаардт, чья биография полна загадок. Возможно, её настоящее имя было другим, а псевдоним Эгга ван Хаардт (так же как и легенда о её голландском происхождении) — часть мистификации, полностью не раскрытой до сих пор.

В 1939 г. Ежи Бродницкий вместе с женой и матерью покинул Польшу. В паспорте, с которым он выехал за границу, его имя было записано как Жорж ван Хаардт. В 1940 г. семья поселилась в Риме, где жил епископ Кароль Мечислав Радоньский, кузен матери Ежи Бродницкого, и вслед за епископом вскоре переехала в Иерусалим. В 1944 г. Эгга ван Хаардт умерла в Иерусалиме от туберкулёза. С 1948 до 1950 г. Жорж ван Хаардт жил в Бейруте. В 1950 г. он женился вторым браком на Чеславе Погоржельской и вместе с ней переехал в Париж.

До середины 1940-х Жорж ван Хаардт не претендовал на роль художника. Однако, вскоре после смерти Эгги ван Хаардт он объявил себя настоящим автором всех её работ.

В 1948 г. прошли выставки Жоржа ван Хаардта в Иерусалиме и Бейруте (последняя была приурочена к III Генеральной конференции ЮНЕСКО) — первые, где он выставился под своим именем. В 1951 г. он показывал свои работы уже в Париже, в галерее Нины Доссе, а затем во многих других галереях. Во Франции он быстро получил известность как талантливый художник-информалист, сблизился с Тристаном Тцара, Альбертом Джакометти, критиками Жюльеном Алвардом, Мишелем Сефором, включившим его в свой «Словарь абстрактной живописи» (1957), и Роджером ван Гиндерталем, автором критического эссе «Ван Хаардт», опубликованного в 1966 г. в связи с новой выставкой художника в Бейруте. В 1960 г. выставлялся в Японии, в 1961 — в США. В 1967-69 гг. выставки Жоржа ван Хаардта прошли в четырёх польских городах — Варшаве, Кракове, Познани и Белостоке.

К бейрутскому периоду художника относится несколько живописных серий. В частности, серия «Уллис», где он наносил поверх живописных пятен знаки, в которых угадываются очертания арабских букв. В этих полотнах усматривают влияние Пауля Клее. В начале 1960-х годов ван Хаардт создаёт серию работ «Белого периода» под влиянием восточной традиции живописи тушью на шёлке. Он также делал коллажи из листьев, фрагментов растений и перьев. Ван Хаардт иллюстрировал поэтические сборники Ива де Байсера, Жоржа Шехаде, Наноса Валаоритиса, книгу Анри Пейре де Мандиарга.

Согласно официальной биографии Жоржа ван Хаардта, всё, что выставлялось и публиковалось с 1937 до 1944 года по именем Эгги ван Хаардт, — в действительности его работы. У современных польских исследователей есть сомнения на этот счёт. Эгга ван Хаардт иллюстрировала рассказ «Комета» известного писателя Бруно Шульца (и тот был уверен, что иллюстратор — именно она), выставлялась в галереях и музеях Варшавы, Кракова, Катовиц, Мюнхена, Парижа, Рима, Иерусалима и Асмары, давала интервью ближневосточным газетам. Если она лишь играла роль художника, странно, что при таком внимании к ней за восемь лет мистификация не была раскрыта.

С другой стороны, и Эгга ван Хаардт не была известна как художник до 1937 года, когда она вышла замуж за Ежи Бродницкого; а после её смерти он легко добился профессионального успеха и признания у ведущих французских критиков, что вряд ли возможно для дебютанта, до сорока лет не бравшего в руки палитру. Сведений, чтобы окончательно решить эту загадку, сейчас недостаточно.

Работы Жоржа ван Хаардта хранятся в Центре Помпиду, Музее современного искусства города Парижа, музее Калифорнийского университета и Национальном музее современного искусства в Лос-Анджелесе, музее Нотр-Дам в Нью-Йорке. Значительная часть его работ сейчас принадлежит Польской библиотеке Польского историко-литературного общества в Париже (Bibliothèque Polonaise de Paris).

Выставки:

Как Эгга ван Хаардт

1937 — салон Garliński, Варшава
1938 — галерея Zak, Париж
1940 — отель Excelsior, Рим
1941 — Collège des Frères, Иерусалим
1943 — Национальный еврейский музей Бецалель, Иерусалим
1944 — Музей Асмары, Асмара
1944 — Национальный еврейский музей Бецалель, Иерусалим (посмертная)

Как Жорж ван Хаардт

1948 — Национальный еврейский музей Бецалель, Иерусалим
1948 — Y.M.K.A., UNESCO, Бейрут
1951 — Национальный еврейский музей Бецалель, Иерусалим
1951 — галерея Nina Dausset, Париж
1952 — студия Paul Facchetti, Париж
1953 — Salon des réalités nouvelles, Париж
1953 — галерея Apollo, Брюссель
1954 — студия Paul Facchetti, Париж
1955 — галерея Parnass, Вупперталь
1955 — Salon de Mai, Париж
1955 — галерея Parnass, Вупперталь
1955 — Das Vertiko, Бонн
1957 — галерея Iris Clert, Париж
1958 — галерея Parnass, Вупперталь
1958 — галерея Drian, Лондон
1959 — галерея Il Grifo, Турин
1959 — галерея Smith, Брюссель
1960 — галерея Yamada, Киото
1960 — галерея Grande, Лион
1961 — галерея du Fleuve, Париж
1961 — галерея Otto Seligman, Сиэттл
1962 — галерея Raymonde Cazenave, Париж
1963 — галерея Dorothea Loehr, Франкфурт
1966 — галерея Amateur, Бейрут
1967 — галерея Raymonde Cazenave, Париж
1967 — Galeria Współczesna, Варшава
1985 — ретроспектива в галерее Jacques Barbier, Париж
1988 — галерея Hans Ostertag, Франкфурт
1991 — галерея Véronique Smagghe, Париж
2009 — Bibliothèque Polonaise de Paris
2014 — Bibliothèque Polonaise de Paris
2016 — Bibliothèque Polonaise de Paris