Авторы

Николай Исаев

1891 — 1977

Николай Александрович Исаев — живописец, график, сценограф, художник книги. В начале 1900-х учился в художественных училищах Одессы и Харькова, в 1912 приехал в Петербург. Во время Первой мировой войны поступил в военное училище, в 1916 участвовал в боях на Галицийском фронте и получил ранение.

В 1919 эмигрировал в Королевство Сербии, Хорватии и Словении. В 1920 —1924 работал декоратором Народного театра в Белграде: создавал эскизы к костюмам, декорации, копировал византийские фрески. Тогда же провел свою первую персональную выставку.

В 1925 переехал в Париж. В 1925 — 1926 посещал занятия в мастерской В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева. В 1926 провел однодневную персональную выставку. Позже занимался в академии П. Рансона, испытал сильное влияние кубиста Р. Биссьера; некоторое время работал в его мастерской (1938). Как и многие русские художники за границей, создавал декорации для спектаклей, работал как сценограф (театр Ж. Питоева). Оформил павильон Балтийских государств на Международной выставке в Париже (1937). Был дружен с русскими художниками Д. В. Мериновым и Ж. Лебедевым.

Участвовал в парижских салонах: Осеннем, Независимых, Сверхнезависимых, Сравнений и Тюильри, в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Париже (галереи Alice Manteau, 1931, d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932) и Праге (1935), выставках группы «Круг» в Белграде (1931). Провел персональные выставки в парижских галереях S. Lesnik (1928), AtelierMme Margaret Train Embre (1930), La Boёtie (1930). Жертвовал картины в пользу русского юношества (1928), членов Союза бывших деятелей российского судебного ведомства (1935).

В 1940 — 1945 гг. жил на юге Франции, в Ажене. Вместе с женой укрывал в своем доме партизан и офицеров. Был награжден Крестом Сопротивления (1971).

После войны много путешествовал по Европе (Швейцария, Италия, Испания). В поездках пишет большое количество пейзажей, а также фрески и иконы для униатских церквей в Марселе и Страсбурге. Манера письма художника в это время несколько меняется: цвета становятся более яркими, живопись более фигуративной. Участвует в выставках русского искусства, устроенных Комитетом «Франция–СССР» XIV округа Парижа и Союзом русских патриотов. Создает иллюстрации к книгам: «Цветы зла» Ш. Бодлера, «Любовные сонеты» П. Ронсара, «Новые, необыкновенные рассказы» Э. По, «Нос» Н. В. Гоголя (экспонировались на специальной выставке в Клубе Поля Валери, 1954). Сотрудничал с журналом «C’est Paris».

В поздних произведениях Исаева (преимущественно пейзажах) заметен интерес к кубизму.

В 1965 художник представил свои картины на групповой выставке европейского искусства в Нью-Йорке. Участвовал в выставках «Русские художники Парижской школы» (1961) и «Русский взгляд» (1974).

В 1976 прошла посмертная персональная выставка художника в Париже. В 1991, после 15-летнего хранения, его творческое наследие (более 200 картин, несколько сот рисунков, акварелей, гуашей, пастелей и иллюстраций) по распоряжению Службы государственных имуществ было распродано на аукционе Drouot. 

Представлен в музеях Белграда, Цюриха, Чикаго и в Музее современного искусства города Парижа.

На фото: Николай Исаев. Автопортрет, 1948. Частное собрание