Авторы

Поль Акерман

1908 — 1981

Французский художник румынского происхождения. Родился в Яссах в богатой еврейской семье, эмигрировавшей во Францию в 1912 г. Учился в Париже в лицее Карла Великого, где познакомился и подружился с Габриэлем Ару (Арутуняном), будущим известным драматургом. С 1925 г. изучал право в Сорбонне. В 1935 г. женился на Симоне Лаверьер. В 1936-39 гг. обучался в Академии Леже.

С 1936 занимается прикладным искусством: рисует афиши, создаёт эскизы украшений и орнаментов на ткани для Эльзы Скьяпарелли и Марселя Роша.

Недолго участвовал во Второй мировой войне в составе французской армии. Попал в плен, после капитуляции был освобождён и поселился с женой в Сен-Тропе. Там он познакомился в Пьером Боннаром. С 1942 до 1945 г. Акерманы жили в Савойе.

В 1945 г. Поль Акерман возвращается в Париж, в свою прежнюю мастерскую. В Париже поддерживает знакомство с Жаном-Мишелем Атланом, Жаном Дюбуффе, Сержем Поляковым. Его близким другом становится Александр Гарбель. Позже знакомится с Сулажем и Сенешем. Акерман часто отдыхает в Сен-Тропе, где общается с Боннаром и Пикассо.

Впервые выставляется после войны в 1947 г. в галерее Раймона Крёза. В 1950 г. получает Prix Pacquement Общества друзей Музея современного искусства. В конце 1960-х прошло несколько его персональных выставок в Великобритании, Германии и Канаде, в 1970 — первая ретроспектива. В 1952 — 1964 гг. выполнил декорации для нескольких спектаклей в театрах Сен-Жорж и Эдуарда VII в Париже.

Ранние работы Акермана отмечены влиянием русского авангарда и сюрерализма. Во время войны испытывает влияние Боннара, около 1945 года — Жака Вийона и и Сезанна. Абтракционистом Акерман стал только в послевоенные годы. 

1950-54 годы — время лирической абстракции. Его главная тема в это время — свет и тень (серия «Солнца»). С 1953 г. под влиянием японских художников, выставлявшихся в Париже, проявляет интерес к китайской и японской каллиграфии, создаёт каллиграфическую серию. Из трудов философа Рене Генона Акерман узнал об Агарте — мифической подземной стране; и интерпретировал один из своих циклов (1965-70) как образы этой таинственной страны. В поздних циклах («Вивальди, Венеция»; «Диккенс, Лондон», нач. 70-х) возвращается к фигуративности и сезаннизму.

Работы художника находятся в Музее современного искусства города Парижа, Национальной библиотеке Франции, Musée des Beaux-Arts в Бордо, музее Касселя, Ringling Museum of Art в Сарасоте, США.

Персональные выставки

1947 Galerie Raymond Creuze, Париж
1950 Galerie du Siècle, Париж
1954 Galerie Raymond Creuze, Париж
1955 Galerie Royale, Париж
1955 Salon Comparaisons
1956 Galleria del Grattacielo, Милан
1957 Salon des réalités nouvelles
1957 Galerie Raymond Creuze, Париж
1962 Galerie Motte, Женева
1964 «Approches de Rembrandt». Galerie Max Kaganovitch, Париж
1966 «Hommage à Rembrandt». Galerie Max Kaganovitch, Париж
1967 Leicester Gallery, Лондон
1968 Frankfurter Cabinet, Франкфурт-на-Майне
1968 Музей Касселя
1968 Galerie Dresdener, Монреаль и Квебек
1970 «Rétrospective Paul Ackerman». Musée Galliera, Париж
1970 «Approche de l’Agartha». Galerie Kriegel, Париж. Совместная с Ирен Зак.
1975 «Portraits dans un miroir». Уппсала
1977 «Le voyage de Bruegel». Этанж де Коммей
2014 Eurpean Art Gallery, Бухарест