Выставка Джо Понти в Arts Décoratifs

30 октября 2018

В Музее декоративных искусств в Париже сейчас проходит выставка «Tutto Ponti, Gio Ponti archi-designer». Она открылась 19 октября и продлится до 10 февраля. Выставка занимает центральный зал музея, в экспозиции — более 500 работ. Один из пяти кураторов выставки — Сальваторе Личитра, внук Джо Понти и хранитель его архива.

Мебель из квартиры Гвидо Вимеркати в Милане. 1927 — 1930
Кресло модели 811. Cassina, 1956. Кресло Triennale. JSA, 1951. Кресло Continuum. Pierantonio Bonacina, 1963. Стулья модели 699 (Superleggera). Cassina, 1957. Стул модели 646 (Leggera). Cassina, 1951
Стулья модели 699 (Superleggera). Cassina, 1957. Стул модели 646 (Leggera). Cassina, 1951
Комод и письменный стол. Fratelli Radice, 1935. Стул. Cassina, 1936
Комод и письменный стол. Fratelli Radice, 1935. Стул. Cassina, 1936
Подставка для журналов из палаццо Бо (Падуанский университет). 1938 — 1943. Складной стул. Singer & Sons, 1954 — 1955. Столик. Мастерская Джордано Кьезы, ок. 1950
Подставка для журналов из палаццо Бо (Падуанский университет). 1938 — 1943. Складной стул. Singer & Sons, 1954 — 1955
Скамья из палаццо Ливиано (литературный факультет Падуанского университета), 1938 — 1939
Джо Понти и Пьеро Форназетти. Стул и бюро. 1950. Джо Понти. Зеркало. Мастерская Энрико и Гаэтано даль Монте, 1946
Джо Понти и Пьеро Форназетти. Стул и бюро. 1950. Джо Понти. Зеркало. Мастерская Энрико и Гаэтано даль Монте, 1946
Джо Понти и Пьеро Форназетти. Бюро. 1950.
Джо Понти и Пьеро Форназетти. Бюро. 1950.
Джо Понти и Паоло де Поли. Консоль. 1942
Джо Понти и Паоло де Поли. Консоль. 1942
"Parete organizzato". Мастерская Джордано Кьезы, 1953
Письменный стол. Rima, 1955
Письменный стол. Rima, 1955
Мебель из первого здания Montecatini в Милане, 1935 — 1938
Мебель из виллы Планшар в Каракасе, 1953 — 1957
Мебель из отеля Parco dei Principi в Сорренто, 1960
Шкаф "Негатив-позитив". Cassina, 1951. Кресло Distex. Cassina, 1953
Светильник. Arredoluce, 1964
Кровать для дома Адатта. 1970

Джо Понти (1891 — 1979) — знаменитый итальянский архитектор, дизайнер, публицист, театральный художник. Журнал Domus, который он основал в 1928 году и которым руководил почти всё время до конца жизни (с перерывом в 40-е) был и остаётся важнейшим итальянским журналом об архитектуре и дизайне. Джо Понти — один из учредителей национальной итальянской премии дизайна Compasso d’Oro и сам — один из первых промышленных дизайнеров Италии (о том, какую роль сыграло его сотрудничество с Cassina для истории итальянского и мирового дизайна, мы недавно писали в этом блоге). Наследие Джо Понти огромно и разнообразно. Он проектировал дома, интерьеры, мебель, светильники, вазы и столовые приборы, театральные костюмы и даже автомобиль-хэтчбэк. 

Архитектура Понти, особенно поздние постройки 60-х и 70-х годов, ни на что не похожа и очень эффектна: в ней как будто переживает второе рождение формальные поиски архиеткторов-экспрессионистов 20-х годов. Немногие сохранившиеся его интерьеры поражают яркостью цветов и обилием деталей, это настоящие аттракционы для глаз. Мебели Понти спроектировал множество, и в большинстве случаев это мебель, выпущенная единичными экземплярами для интерьеров, которые он проектировал. Редкие предметы из этих интерьеров, попадая на аукционы, ценятся очень высоко. 

На выставке в парижском Музее декоративных искусств много уникальных и малотиражных работ Джо Понти из частных коллекций, которые редко представляется возможность увидеть своими глазами. В частности, несколько предметов, которые он сделал совместно с художником Пьеро Форназетти. Там выставлены также поздние работы Понти-дизайнера, которые и по техике исполнения, и по стилю резко отличаются от того, что он делал раньше. Это известные вещи, но их реже вспоминают, чем «классические» работы Джо Понти 1950-х годов. Некоторые уголки экспозиции показывают разными средствами интерьеры, частью которых первоначально были выставленные предметы.

Мы публикуем небольшой фоторепортаж с выставки (автор фотографий — Алина Пинская) и несколько разворотов её каталога, обильно иллюстрированной 300-страничной книги, где опубликованы, среди прочих, ранние, довоенные интерьеры дизайнера, которые редко издаются. Подробный (и тоже богато иллюстрированный) материал о выставке опубликован на её странице на сайте музея.

Артём Дежурко