Выставка «Italy: The New Domestic Landscape» в Нью-Йорке, 1972
Пьер Полен в 50-е

Оливье Дебре известен как мастер крупной формы: он расписывал театральные занавесы, плафоны, да и многие его станковые картины громадны. Шесть самых больших недавно были выставлены в городе Туре, в центре современного искусства, который носит имя самого Оливье Дебре.

Центр современного творчества Оливье Дебре (Centre de création contemporaine Olivier Debré, или CCCOD) существует во французском городе Туре давно, с 1984 года. Правда, имя Оливье Дебре он носит только с 2015-го. В окрестностях города живёт семья знаменитого художника, и его считают там земляком. Получив с согласия наследников Дебре право называться его именем, турский Центр современного творчества дополнил свой устав, поставив перед собой новую задачу: пропаганду и популяризацию наследия этого художника.

Одновременно с переименованием центр стал планировать переезд. Провели архитектурный конкурс на новое здание в центре города, на площади Франциска I. Его выиграло португальское бюро братьев Айреш Матеуш (Aires Mateus). В 2017 строительство завершилось, и Центр переехал в новое здание — аккуратное, неброское, спроектированное со всем уважением к историческому контексту. С площади его и не разглядишь: здание спряталось за сохранённый фрагмент исторической постройки — Школы изящных искусств.

Наследники Оливье Дебре передали в дар Центру шесть его картин, самых крупных из всех, что он создал за всю свою жизнь (это самые крупные его картины, но не самые большие произведения: театральные занавесы, конечно, больше). Все шесть полотен датируются 1990 — 1991 годами. Их названия — «Разлитый красный Турени» (Rouge coulé de Touraine), «Начерченный охристо-розовый осени» (Ocre-rose rayé d’automne), «Серо-синий с синими пятнами Луары» (Gris bleu, taches bleues de Loire) и «Разлитый ярко-синий утра с жёлтым следом» (Coulé bleu clair du matin, trace jaune) (два других полотна не имеют названий) раскрывают метод художника. Его поздняя живопись — это впечатления от природы, переданные через цвет и способ нанесения краски на полотно.

Президент Франции Франсуа Олланд и королева Норвегии Соня на открытии Центра Оливье Дебре в новом здании 10 марта 2017 года

Эти шесть картин с 5 мая 2018 до 6 января 2019 года выставлялись в одном из залов нового здания, Белой галерее. Выставка, с намёком на знаменитую экспозицию Клода Моне в Оранжери, назвали «Нимфеи Оливье Дебре». И намёк удачен: оба художника решали схожую задачу — фиксировали зрительное впечатление от ландшафта, и у обоих картины громадны.

Картины принадлежат Центру Оливье Дебре, но сейчас не выставлены: это не музей, и постоянной экспозиции там нет. А жаль, потому что впечатление, судя по фотографиям, они производили грандиозное. Не каждому художнику по силам крупная поверхность, а Дебре — превосходный монументалист.

Артём Дежурко

Читайте также