Фруассаж или техника «мятой бумаги» в творчестве Ладисласа Кийно
Шпиндлер и иератизм

«Радикальная дискотека: архитектура и ночная жизнь в Италии, 1965 — 1975» — одна из нескольких недавних выставок, посвящённых пятидесятилетнему юбилею итальянского «радикального движения». Она проходила с 8 декабря 2015 по 10 января 2016 года в Лондоне, в Институте современных искусств (ICA). Кураторы — Катарина Росси из Кингстонского универститета и Сумитра Апхэм из ICA.

Большинство публикаций о выставке дословно воспроизводит пресс-релиз. Однако, среди них есть две большие статьи, написанные по материалам интервью с её кураторами и даже некоторыми её героями: в «Гардиане» и British Journal of Photography.

Благодаря выставке мы узнали о сфере деятельности итальянских радикальных дизайнеров, до сих пор малоизвестной: они часто делали интерьеры ночных клубов. С середины 1960-х в Италии клубная культура переживала расцвет. Особенно известен клубе Piper в Риме, существующий до сих пор (открылся в 1965 году). Там проходили не только концерты поп-идолов 70-х (в частности, Патти Право), но и выставки Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, самых авангардных итальянских художников. Образцом для него, да и для других итальянских клубов были американские клубы и дискотеки, в частности, те, что Уорхол устраивал в Нью-Йорке.

Римский клуб Piper был так знаменит, что и другие клубы, похожие на него, итальянцы часто называли «piper’ами». Его авторы не принадлежат к радикальному движению. Зато другие клубы часто делали радикалы: группа Strum — Piper в Турине (1966) и L’Altro Mondo в Римини (1967), Studio65 — Flash Back в Борго Сан Далмаццо (1972), Superstudio — Mach 2 во Флоренции (1967), группа 9999 — Space Electronic во Флоренции (1969), группа UFO — клуб Bamba Issa в Форте деи Марми (1969), Уго Ла Пьетра — Bang Bang в Милане (1968).

Иногда сотрудничество между клубом и радикальной группировкой не ограничивалось оформлением интерьера. Bamba Issa, клуб в приморском отеле, принадлежавшем отцу Тутти Маскьетто (одного из участников группы UFO), долго был площадкой, где UFO устраивали перформансы. Концертов там не было, музыка звучала с проигрывателей — зато пластинки архитекторы покупали в Лондоне.

Клуб Space Electronic, важнейший центр передовой культуры во Флоренции, не только был оформлен архитекторами группы 9999, но и принадлежал им. Его открыли Карло Кальдини и Фабрицио Фьюми, участника группы. На их проект повлиял курс Леонардо Савиоли «Архитектура развлечений и зрелищ», который они слушали в университете в 1966-67 учебном году, где рассказывалось, помимо прочего, о лондонских Fun Palaces Седрика Прайса. Кроме того, Фабрицио Фьюми, Карло Кальдини и Марио Прети ходили в известный клуб Electric Circus в Нью-Йорке.

В Space Electronic, кроме концертов, группа 9999 устраивала инсталляции и перформансы. О некоторых рассказывает Элеттра Фьюми, дочь его основателя. В 1969 году там выступал со спектаклем «Потерянный рай» авангардный нью-йоркский театр Living Theater. В 1970 году в клубе устроивала перформансы S-Space: Scuola Separata per l’Architettura Concettuale Espansa (Отдельная школа концептуальной расширенной архитектуры), совместная затея Gruppo 9999 и Superstudio. В 1971 г., во время Международного фестиваля во Флоренции, эти две группировки затопили клуб водой, а на верхнем ярусе устроили «обитаемый» огород с кроватью. Годом позже тот же огород они разбили на выставке «Italy: Te New Domestic Landscape» в Нью-Йорке.

В итальянских ночных клубах сближаются две культуры — высоколобая академическая и площадная, массовая. Это продолжалось недолго: хотя самые знаменитые клубы, римский Piper и флорентийский Space Electronic, существуют до сих пор, выставки и перформансы там больше не проходят.

Артём Дежурко

Читайте также