2014 — важный год в жизни Мартины Бедан
Superleggera

Художник и скульптор Игорь Шелковский эмигрировал из Советского Союза в 1976 году. Сначала он поехал в Швейцарию, оттуда — в Париж, а в 1978 году арендовал мастерскую в пригороде Парижа Эланкуре, в усадьбе со старинной церковью и прудом, которая раньше была подворьем рыцарского ордена тамлиеров. В 70-е годы усадебные постройки (здания XVII века на фундаментах XII-го) оборудовали под скульптурные мастерские. В одной из этих мастерских Шелковский работает с 1978 года до сих пор (впрочем, сейчас у него есть и вторая мастерская, в Москве).

Шелковский начинал в 1950-е годы с абстрактной живописи, в которой он потом разочаровался и уничтожил свои работы. Затем он пережил период глубокого увлечения художником Фёдором Семёновым-Амурским и только в начале 1970-х начал делать те деревянные скульптуры из тонких деревянных брусков, которые вспоминаются в первую очередь, когда говорят об этом художнике: люди, деревья, здания — целый мир из палочек. Из-за переездов почти все ранние работы Шелковского пропали. Те из них, которые мы знаем по музейным коллекциям и выставкам последних десятилетий, сделаны уже после того, как он обосновался в своей эланкурской мастерской, то есть с рубежа 70-х — 80-х годов.

Из-за этого особую ценность имеют те немногие работы художника 60-х и 70-х, которые вопреки обстоятельствам сохранились. В частности, это папка, где сложены 20 графических работ, рисунков и гравюр (оттиски с одной доски мы считаем за одну работу), которую Шелковский в 1976 году привёз во Францию из Москвы, покидая её, как он тогда думал, навсегда. Он хотел взять свои работы, чтобы за границей показывать их галеристам, но скульптуру и живопись в багаж не помещались — только бумажные листы. Их Шелковский и взял в дорогу, отобрав лучшие.

Эти листы до сих пор хранятся в той самой папке, в которой они покинули Советский Союз. Среди работ, накопившихся за сорок лет в мастерской Шелковского в Эланкуре, без помощи художника её не отыскать. Этим летом мы побывали в мастерской, открыли папку и изучили её содержимое — редкие свидетельства раннего творчества художника. Работы из неё датируются временем с 1968 по 1973 год. В эти годы Шелковский только искал свою пластическую тему, и — вот чем эланкурская папка особенно интересна! — в некоторых листах можно увидеть, как она рождается. Вот несколько из них.

Артём Дежурко

Читайте также