12 Марта - 15 Мая 2024
ПОЛЕ ЧУДЕС
Персональная выставка Льва Повзнера. Более 60 живописных и графических работ из разных серий с 1990-х по 2020-е, в которых соединяются гротеск, оптические иллюзии, образы из истории искусства и поп-культуры.
В завораживающих и парадоксальных работах московского художника Льва Повзнера (р. 1939) реальность и вымысел неразличимы. Здесь соединяются гротеск, оптические иллюзии, образы из истории искусства и поп-культуры. Во вступительной статье к каталогу Сергей Хачатуров называет это «коллажным постмодернизмом с его игрой цитат и тотальной иронией над великой диктатурой великих смыслов».

Творческое становление Льва Познера приходится на середину 1960-х, когда он вливается в ряды художественного андеграунда. После окончания Московского полиграфического института Повзнер начинает выставляться вместе с Евгением Измайловым и Михаилом Рогинским, активно участвуя в квартирных выставках. В те годы художник увлекается ностальгическим «ретро» — искусством старых европейских мастеров. Параллельно интересуется примитивным искусством, лубком и китчем. В 1975 году его работы экспонируются на легендарной Выставке произведений московских художников в павильоне «Дома культуры» ВДНХ. В 1976 году Повзнера принимают в Горком графиков, в 1982 — в Союз художников СССР. В конце 90-х художник отходит от романтики и определяет себя как постмодернист. Этому этапу творчества и посвящена наша выставка.

Основная живописно-графическая серия экспозиции - «Спрятанные лица». Используя прием под названием «полиморфизм», Повзнер изобретательно собирает «обманки», внутри которых на разных слоях восприятия сосуществуют скрытые и подменяющие смыслы формы и сущности, а отгадка зашифрованных посланий становится частью взаимодействия зрителя с художником.

Каждая из последующих серий также строится на проработке одного, взятого за основу приема. Серия «Трава» (2000-2010-е), посвященная антропоморфным цветам, подчеркнуто психоделична. В серии «Шпигель» (2010-е) сюрреалистический эффект достигается с помощью симметричного «отзеркаливания» одной половины изображения на другую. В цикле «Поле чудес» (2018 — наст. вр.) также часто присутствует прием «картина в картине». В то же время, серия «Психарт» просто универсальна, при всей узнаваемости манеры автора.
Многие серии Льва Повзнера буквально жужжат, гудят цитатами и пародиями на разных мастеров, от великого прошлого до плакатистов советской тиражной продукции. Смотря эти созданные в нулевые и десятые серии сегодня никогда не возникает ощущения «анекдота с бородой». Они ювелирны по исполнению и универсальны по смыслу. Избежать плоской публицистичности помогает, по моему мнению, принцип двойного шифрования. В сериях «Шпигель», «Капризы», «Трава» присутствуют не только оптические двойники и анаморфозы, но и жанр «картина в картине».
Сергей Хачатуров
из вступительной статьи к каталогу выставки
К выставке издан каталог со вступительной статьей Сергея Хачатурова – арт-критика, теоретика, куратора и историка искусства. Он содержит иллюстрации избранных работ художника, в том числе не представленных в экспозиции.
Экспозиция
Избранные работы
Три возраста, 1998
Из серии "Спрятанные лица"
Клеенка, масло
233 х 327 см
Случай в парке, 2014
Из серии "Приставленные лица"
Бумага, акрил
99,4 х 84,7 см
8 марта, 2000
Из серии "Спрятанные лица"
Холст, масло
203 х 307 см
Красная шапочка, 2004
Из серии "Приставленные лица"
Холст, масло
95 х 62 см
Подвиг пионерки, 2010
Из серии "Шпигель"
Клеенка, акрил

75,3 х 60,4 см

Незнакомка, 2014
Из серии "Трава"
Бумага, акрил

84,5 х 99 см

Они жили в одном детском доме, 2019
Из серии "Поле чудес"
Авторский картон, акрил
92 х 123,5 см
Розовый кот, 2010
Из серии "Шпигель"
Клеенка, акрил, акварель, карандаш

48,4 х 35,5 см

Я и ОНО, 2018
Из серии "Психо"
Авторский картон, акрил
86 х 123 см
Портрет с раковиной, 1997
Из серии "Спрятанные лица"
Бумага, авторучки, цветные авторучки, бронза
36,5 х 29,7 см
Всадники, 1997
Из серии "Спрятанные лица"
Бумага, карандаш, акрил, перламутровый акрил
33,2 х 24,5 см
Эндшпиль, 2000-е
Из серии "Спрятанные лица"
Ткань на бумаге, карандаш, акрил
22 х 27,8 см
Отрок и Камелия, 2006
Из серии "Трава"
Бумага, черная и красная авторучки, акрил
29,6 х 20,8 см
Доктор Ливси, 1997
Из серии "Спрятанные лица"
Бумага, карандаш, цветные авторучки, перламутровый акрил
38,3 х 29,3 см
Пейзаж №3, 2018
Из серии "Поле чудес"
Авторский картон, акрил
108 х 132,5 см
Предыдущая
GROUP SHOW
Следующая
Не анонсировано