Российский художник, живописец и поэт постмодернист. С конца 90-х работает над сериями картин-загадок с использованием приемов сюрреализма.
*1939

Лев Повзнер

Резюме
Я бы не сказал, что мне важно работать сериями. Скорее, я бы сказал, что мне свойственно работать сериями. Когда в 1960-х начиналась моя самостоятельная работа, то я сразу стал делать серии. И это не было выбором. В то время я вообще действовал стихийно. Вообще, серия не предполагает завершения. К любой серии можно возвращаться бесконечно.

Я никогда не был настоящим сюрреалистом, но иногда охотно применял эти приемы в своей работе. Сюрреализм — самое привлекательное и самое влиятельное течение ХХ века.
Лев Повзнер — российский художник, живописец, поэт. Родился в 1939 году в Москве. С детства увлекался рисованием, ходил в изостудию, затем продолжил обучение в Московской городской художественной школе. Мечтал стать иллюстратором книг, что позволило бы совместить две главные страсти — литературу и рисование. После школы отслужил в армии. С 1962 по 1968 учился в Московском полиграфическом институте на художественно-графическом факультете; одновременно работал по договорам в издательствах.

После института устроился художником в издательство «Санпросвет», специализировавшемся на продукции для поликлиник. Многие годы, вплоть до Перестройки, занимался преподаванием — давал уроки детям и взрослым как частным образом, так и в художественной школе, и во Дворце культуры.
Становление Льва Повзнера как художника уходит корнями в середину 1960-х годов, когда он становится частью художественного андеграунда Москвы. Еще в детстве он познакомился с Александром Васильевым, будущим книготорговцем, арт-дилером и коллекционером неофициального искусства, который в дальнейшем открыл для него Владимира Яковлева и Владимира Пятницкого.
Благодаря поэту Всеволоду Некрасову познакомился с Михаилом Рогинским, а затем с Евгением Измайловым и Сергеем Есаяном. Позже начал тесно общаться с Леонидом Пурыгиным. В середине 1960-х начал создавать первые самостоятельные работы. С 1967 по 1978 год дружил и выставлялся с Евгением Измайловым и Михаилом Рогинским. В 1976 и 1977 принял участие в двух квартирных выставках.
В те годы Повзнер был увлечен искусством старых европейских мастеров, писал водяными красками и темперой по левкасу на специальных дощечках. Вместе с Рогинским и Измайловым они создавали небольшие по размерам работы, так называемые «ретро», на почве разочарования в московском андеграунде и в современном искусстве в целом. Параллельно Повзнер интересовался примитивным искусством, лубком и китчем. В 1975 году с маленькими «ретро» принял участие в выставке произведений московских художников в павильоне «Дома культуры» ВДНХ. В 1976 году вместе с другими неофициальными художниками вступил в секцию живописи при Московском объединенном комитете художников‐графиков. С 1976 по 1982 год принимал участие в общих осенне-весенних выставках Горкома графиков в зале на Малой Грузинской, а также в экспозициях группы «21». С 1982 года — член Союза художников СССР.
В конце 1970-х меняет манеру письма, уходит от «минорной тональности и медленного труда», и начинает работать быстро, где стремительные рисунок и живопись позволяют закончить работу за час. Придумав драматургию по типу комедии дель арте с различными персонажами и животными, создает серии «Цирк» (середина – конец 1980-х) и «Ряды» (1980-е). В конце 1980-х прекращает преподавательскую деятельность, начав сотрудничество с галереей «Московская палитра».
В 1990-х годах, почти десять лет, работал в мастерской в Большом Сухаревском переулке, считая это лучшим временем в жизни. Тогда же начал работу над серией «Спрятанные лица» (середина – конец 1990-х). Принял участие в двух аукционах Sotheby’s в Москве. В 1999 году был выдвинут на соискание Государственной премии РФ. В 2000-2010-х создал серию «Трава», в 2010-е — «Шпигель», с 2018 года работает над циклом «Поле чудес». С 2012 года начал писать стихи. Автор сборников «Парабел – лýм» (2013), «Швабра Лена» (2017) и «Демон-Творог» (2023). Был в браке со скульптором Валерией Доброхотовой, у них двое детей — Мария и Александр.

Работы Льва Повзнера находятся в ГТГ, Русском музее, Московском музее современного искусства, музее Гуггенхайма (Нью-Йорк), Музее Дюк Университета штата Северная Каролина (Дархэм, США), Колодзей Арт Фаундэйшн (Хайланд Парк, Нью-Джерси, США).
Избранные работы
Три возраста, 1998
Из серии "Спрятанные лица"
Клеенка, масло
233 х 327 см
Случай в парке, 2014
Из серии "Приставленные лица"
Бумага, акрил
99,4 х 84,7 см
8 марта, 2000
Из серии "Спрятанные лица"
Холст, масло
203 х 307 см
Красная шапочка, 2004
Из серии "Приставленные лица"
Холст, масло
95 х 62 см
Подвиг пионерки, 2010
Из серии "Шпигель"
Клеенка, акрил

75,3 х 60,4 см

Незнакомка, 2014
Из серии "Трава"
Бумага, акрил

84,5 х 99 см

Они жили в одном детском доме, 2019
Из серии "Поле чудес"
Авторский картон, акрил
92 х 123,5 см
Розовый кот, 2010
Из серии "Шпигель"
Клеенка, акрил, акварель, карандаш

48,4 х 35,5 см

Я и ОНО, 2018
Из серии "Психо"
Авторский картон, акрил
86 х 123 см
Портрет с раковиной, 1997
Из серии "Спрятанные лица"
Бумага, авторучки, цветные авторучки, бронза
36,5 х 29,7 см
Всадники, 1997
Из серии "Спрятанные лица"
Бумага, карандаш, акрил, перламутровый акрил
33,2 х 24,5 см
Эндшпиль, 2000-е
Из серии "Спрятанные лица"
Ткань на бумаге, карандаш, акрил
22 х 27,8 см
Отрок и Камелия, 2006
Из серии "Трава"
Бумага, черная и красная авторучки, акрил
29,6 х 20,8 см
Доктор Ливси, 1997
Из серии "Спрятанные лица"
Бумага, карандаш, цветные авторучки, перламутровый акрил
38,3 х 29,3 см
Пейзаж №3, 2018
Из серии "Поле чудес"
Авторский картон, акрил
108 х 132,5 см
В экспозиции